Святая равноапостольная Ольга, чью память мы сегодня совершаем, стала духовной матерью русского народа, через нее началось его просвещение светом Христовой веры. Святую Ольгу называют Богомудрой, подчеркивая ее главный дар, ставший основанием всей лествицы святости русских жен. Киев, т.е. христианская Киевская Русь, стала третьим жребием Божией Матери по Вселенной, и утверждение этого жребия на земле началось через первую из святых жен Руси — святую равноапостольную Ольгу.
Для того, что бы понять глубину и смысл праздничного богослужения, надо побывать на вечерней службе накануне праздника. Когда мы слушаем паремии, то создаем в себе то литургийное настроение, которое мы должны прожить на воскресной праздничной службе; те же, кто пропускает вечернее богослужение, лишает себя благ к восприятию полноты Божественных таинств. Богослужение-это таинство, которое открывает Господь тем, кто сам этого хочет. Пример желания и настойчивости в постижении Бога и являет нам святая равноапостольная Ольга. В вечерних же паремиях читалось о двух ветхозаветных женщинах, которые, как нам кажется, отличались высокой формой жестокости. Одна из них Иаиль. «И взя Иаиль, жена Хаверова, кол кущный, и взя млат в руку свою, и вниде к нему (к Сисаре) тихо, и водрузи кол во скрании его, и пронзе до земли… И покори Господь Бог в той день Иавина, царя Ханаана, пред сыны Израилевы…» (Книга Судей Израилевых, главы 4; 5, 1-12). Другая-Иудиф, которая обезглавила опьяненного Олоферна, военноначальника силы Асорийской. «Господи, Боже всея силы, призри в час сей на дела рук моих ко возвышению Иерусалима… и соверши начинание сие ко сокрушению врагов, иже воссташа на нас… И удари в выю его дважды силою своею, и отъя главу его от него… Хвалите Бога, хвалите, иже не остави милости Своея от дому Израилева, но сокруши враги» (Иудиф, глава 13, 2-20). Хочется спросить, причем же здесь святость? Не можем ли и мы проявлять жесткость, если даже в служебных книгах видим такие примеры? Нет, не можем. Мы обязаны ненавидеть грех, но не имеем право осуждать человека, который этот грех совершает. Когда мы хотим сделать богоугодное дело, то должны руководствоваться не своими личными взглядами на это, а заповедями, которые нам дал Сам Господь. Случаи, прочитанные в паремии — ветхозаветные, они произошли до того момента, когда человек почувствовал спасительную силу власти Христовой, под которую он себя отдает. Женщины руководствовались ветхозаветными принципами родового благополучия. С момента прихода Христа прежние заповеди отменены, Господь пострадал и умер за всех тех, кто верен Ему добровольно. Господь дал нам заповеди христианской любви, а наша верность Христу проявляется в том, что мы стараемся исправить свои грехи исповедью. Ольга, в отличии от тех двух женщин, жила после Рождества Христова, она знала, что приходил Христос, но она была язычницей и жестокость к врагам была проявлением языческих норм права. Мы можем сказать о высочайшей нравственности княгини, потому что Господь дал ей силу исправить свою падшую природу. И за горячность, ревность о своем народе Господь ей даровал дар апостольский, т.е. способность просвещать народы светом Христовой истины. Насколько это высокое достоинство, мы помним из недавнего чтения в день празднования памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Сам Господь сказал апостолам: «Так написано, и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день; и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему (Лк. 24. 46-48). Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28. 19). Святые апостолы, получив дары Святого Духа, передали их через священное рукоположение пастырям Церкви, и так благодать Божия преемственно передается и до наших дней от епископа к епископу. И вот этот величайший дар получает русская женщина. Мы, русские люди, настолько богаты своей историей, что, казалось бы, никакой враг нам не страшен. Почему же такие тяжелые потрясения всегда сопровождают русский народ? В данном случае каждый из нас должен задуматься о том, насколько он лично готов противостоять греху. Когда мы спросим себя об этом, то поймем, что стали беспомощными перед грехом, потому что не умеем взывать к Богу о Его воле в отношении нас. Нам недостает молитвы, смирения, понимания меры своей немощи. Мы пренебрегаем волей Божией, уповаем на свою волю и свою правоту. Мы правы по законам человеческим и забыли слова Господа нашего: «Итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие — Богу» (Мф. 22. 21). Неисполнение законов Божиих раз за разом нас ниспровергает все ниже и ниже, а Господь рядом и ожидает призыва всех труждающихся и обременных, и в этом смысл нашей жизни; он и в том, что наша бессмертная душа, лишенная воли, в итоге окажется там, куда мы ее определим при жизни. Давайте придем в храм Божий не со своими личными скорбями, а для того, что бы вознести общую молитву, чтобы святые, готовые нам помогать, просили Бога посылать нам помощь. Делать это надо без лени, потому что Господь сказал: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет» (Мф. 24. 42). Поэтому надо призывать волю Божию; ту благодать, которую мы получим в этом таинстве, получат и наши близкие. Имеем ли мы дар передать эту благодатную радость своим близким, тем, кому хотим помочь? От Бога зависит все то, что называется плодом духовным, те многие и великие дары, о которых апостол Павел говорил: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9). Пусть слова «Да будет воля Твоя» станут путеводными для нас на предстоящей седьмице.
Записала О.В. Батанова
23 июля 2016г.