Молебен в Братонеже

ЧАСОВНЯ В БРАТОНЕЖЕ

фото

19 августа 2016 года, в светлый праздник Преображения Господня, в деревне Братонеж, в часовне Свят. Николая Чудотворца и вмч. Иоанна Нового Сочавского, настоятель храма Богоявления с. Заречное Собинского благочиния Владимирской епархии, иерей о. Олег (Гринев) отслужил водосвятный молебен и совершил освящение плодов.
В доходчивом и ярком слове, обращенном к собравшимся прихожанам, батюшка призвал слушающих к православной церковной жизни, раскрывая для многих смысл празднуемого Евангельского события. Это была первая встреча большинства прихожан Свято-Никольской часовни с о. Олегом. Приложившись ко Кресту, прихожане рассказали батюшке о причинах своего неучастия в воскресных богослужениях храма села Заречное. Отдаленность Братонежа, отсутствие общественного транспорта, соединяющего деревню и село. После молебна отправились в дом одной из прихожанок, где батюшка причастил девяностолетнюю мать хозяйки гостеприимного дома. Пока совершалось таинство, собравшиеся женщины сервировали стол. За трапезой говорилось о возможности деятельного участия собравшихся в жизни прихода, в частности, о. Олег подвигнул Братонежцев на создание, на основе имеющегося в разрозненном состоянии по разным домам материала, исторической справки о строительстве и устроении Свято-Никольской часовни, выстроенной совсем не так давно, на средства и старанием прихожан. Ведь потребность православных дачников иметь место для молитвы подле своих строящихся домов это одно из множества очевидных свидетельств духовного возрождения Православной России.

Немного истории:
В 1997 г., в Собинском благочинии Владимирской епархии, в деревне Братонеж, в числе первых в новейшее время православных часовен, была заложена и построена часовня Святителя Николая Чудотворца и святого великомученика Иоанна Нового Сочавского.
Само название деревни Братонеж необычно и пробуждает в нашей памяти сходное по звучанию имя великого русского святого – преподобного Сергия Радонежского, жившего с родителями, святыми Кириллом и Марией, в городке Радонеж, вблизи Сергиева Посада. Археологические данные свидетельствуют, что Братонеж расположен на землях, в которых уже много тысячелетий назад селились люди. Селения располагались вблизи рек, например, Клязьмы. Наиболее ранние славянские поселения на территории края относятся к XI в.
Краевед С.Н. Родионов в монографии «Край мой, любовь моя» (М.2006), приводит два исторических упоминания о Братонеже: «деревня Братонеж упоминается уже в XIII веке. Когда татары двигались по реке Клязьме на Владимир, то после сечи с Евпатием Коловратом они «разорили Осовец и соседнюю крепость Братонеж»; «В писцовой книге на 1797 г. записано: «Сельцо Братонеж стоит при озере Братонежском, из которого вытекает ручей, и с таковым же соединяясь, образует реку Мытну. Промысла крестьяне не имеют, на оброке. Живут изрядно. Сельцо является владением госпожи подпоручицы Марии Петровны Григорьевой. В нем крестьянских дворов 5 и крестьян: мужчин 15, женщин 12».
Прошли времена. И хотя все говорят о разорении русских деревень, Господь хранил деревню Братонеж от разорения и запустения. Сегодня в деревне 49 домов. Живущие в ней люди по социальному статусу не крестьяне, а более горожане: Владимирские, Московские, Лакинские. Но есть среди них и родившиеся в деревне, ныне проживающие в своих родовых домах. Большая часть нынешних жителей, как и прежние, любят землю, занимаются огородничеством, садоводством. Более 20 мужчин деревни в Великой Отечественной войне отдали свои жизни за свободу и независимость своей Родины, своего родного края.
1 мая 1997 г. жители Братонежа, своими силами и средствами, испросив благословение священноначалия, заложили первый камень под фундамент часовни, из собранных по полям булыжников. Был отслужен молебен. Началось возведение часовни. Руководил работами иерей о. Михаил Болотов – настоятель Зареченского храма Богоявления Господня.
Архитектура Братонежской часовни проста. Возможно, она напоминает те маленькие деревянные храмы, в которых некогда могли молиться сами преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский.
24 августа 1997 г.
состоялось освящение часовни архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием.
В часовне на протяжении всех лет творится молитва: молятся жители деревни, служатся в летнее время водосвятные молебны. После перехода о. Михаила (Болотова) на другое служение, часовню окормлял иерей Алексей (Демьянчук).
В период его служения жители деревни установили рядом с часовней памятник жителям Братонежа, погибшим в Великой Отечественной войне. В день Победы стали служить панихиды по воинам, павшим в бою. В 2007 г. жители деревни праздновали десятилетие со дня освящения часовни. В праздновании принимал участие и митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий.
С сентября 2015 г. служение в часовне осуществляет иерей Олег (Гринев) — теперь настоятель Богоявленского храма в селе Заречном, к которому приписана часовня.
В 2017 г. со времени постройки и освящения часовни исполнится 20 лет.
Но, заблуждением будет думать — вот, построена часовня, есть она в деревне, значит, все хорошо.
Более сорока поколений на Владимирской земле выросли в православной вере. Но в силу событий XX века, сегодня мы повсеместно в России видим недалекое от языческого понимание смысла Православия и Церкви – через еду и питье. Множество людей приходят в храмы на Крещение – за водой, на Пасху – освятить куличи, в праздники Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня и Преображения Господня, освятить мед и плоды. Очень многие часто причащают детей. Но многие ли понимают, что они делают? После того, как по три — четыре поколения каждой семьи, за редчайшими исключениями, были насильственно отрезаны от православной культуры, традиции, навыков духовного опыта, как мы бываем далеки от Христа по своей жизни, по своим мыслям, по своим устремлениям! Как мало мы знаем и как мало мы трудимся, чтобы себя исправить.
Часовня — это часовня, это тоже пристань, с которой можно плыть в Царство Божие. Но нужно сделать пересадку, нужно соединиться с Церковью в таинстве Покаяния (исповеди), участвовать в Литургии, причащаться Святых Таин. Только воцерковляясь, человек, Божьей милостью, начинает находить настоящего себя. Лишь непрестанными трудами и молитвами можно спасаться и устраивать жизнь – как свою, так и общую. В Воскресный день православному надо быть в Храме!
Братонеж – деревня не ближняя. Для избалованного современного человека участвовать в литургии, то есть – стоять на ногах от часа до трех часов, пройдя перед тем восемь километров, а после литургии – восемь обратно – подвиг. Для пожилых женщин с натруженными ногами и невеликими пенсиями — непосильный. Многие из пришедших для освещения плодов люди не имеют своих автомобилей и зависят в передвижении за пределы деревни от родственников, от соседей, от финансовых возможностей. Но разве это невозможно — организовать совместные поездки из Братонежа в храм села Заречное для участия верующих в богослужении?
Святитель Николай Чудотворец, вмч. Иоанн Новый Сочавский и все святые, молите Бога о нас, грешных!
Прихожане Св.- Никольской Часовни
Подготовила Мария Матиас

Статья написана galybnata

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели