Сегодня великий двунадесятый праздник Воздвижение Честного Животворящего Креста Господня. В этот день верующие вспоминают, как в 326 году в Иерусалиме был чудом обретен Крест, на котором распяли Иисуса Христа, несмотря на то, что императоры-язычники и злоба иудеев пытались полностью уничтожить в человеке воспоминания о священных событиях и священных местах, где пострадал за людей и воскрес Господь наш Иисус Христос. Гроб Господень и Голгофа были засыпаны землей, и на месте искусственного холма водружено языческое капище. Но Крест явился верным.
Этот праздник важен для нас прежде всего своим сокровенным смыслом, смыслом того нашего личного участия в жизни о Христе через образ Креста. Образ Креста у нас должен быть непрестанно начертан на сердце и если так и будет, то никакая сила не сможет его изгладить, потому что он является важнейшим символом христианства. Издревле в Римской империи крест — как орудие казни — был символом позора: распятие на кресте считалось самой унизительной формой «высшей меры наказания». Посредством распятия исполнялись приговоры над наиболее презренными преступниками: убийцами, бунтовщиками и иными отребьями общества. И вот, изображение именно этого самого орудия уничижения и поругания, знак страшной и некогда постыдной смерти — носит сегодня на своей груди каждый христианин: древний символ жестокости римских палачей чтит ныне вся Православная Церковь.
Для нас Крест превращается из символа смерти в символ вечной жизни, потому что тот, кто на кресте не умирает, тот не сможет наследовать жизнь вечную. Это аксиома. Крест – источник спасительной силы, потому что на этом Кресте Иисус Христос принес Себя в жертву за наши грехи, и таким образом, воплотившись в человеческую плоть, исправил ее, вернул ей первоначальное достоинство сотворенного Им же по Своему Образу человека. Человек же всяческими способами искажал этот первоначальный образ, потому что огромное количество людей живут в соответствии с другими законами бытия. Перед ними совершенно другие цели, они исповедуют другие ценности. И опасность переживаемого нами времени состоит в том, что именно эти не происходящие от Божиего замысла цели и ценности предлагаются сегодня всему роду человеческому в качестве некоего идеала устройства человеческой жизни. Происходит это потому, что грех помрачает нравственную природу человека — помрачает разум и искажает жизненные ориентиры.
Паремии праздника, читаемые на Всенощном бдении содержат ветхозаветные пророчества об этой спасающей всех верующих силе.
Одна из трех паремий сегодняшнего праздника (книга Притчей Соломоновых 3:1-18) прославляет мудрость, которая приобретается терпеливым перенесением несчастий и страданий, посылаемых промыслом Божиим людям — ради их вразумления, ради того, чтобы они пошли по истинному пути жизни. Приобретение подобной премудрости — лучше золота, серебра и драгоценных камней, ибо обретая ее, человек подлинно находит Бога. Божий замысел о путях спасения человечества дарует людям возможность терпеливо со-страдать и со-распинаться вместе с Собой, а значит и духовно со-воскресать во Христе.
И как у первого Спасительного Креста Господня в свое время противостали друг другу любовь и злоба, верность и предательство — так суждено и во все времена жизни мира Кресту быть камнем преткновения. Для одних — богоборцев — он есть жестокое и ненавистное поприще страданий, ведущее в смерть. Для других — последователей Христа — крест таких же скорбей и страданий становится любимым поприщем высшего духовного наслаждения, путем шествия за любимым Христом в жизнь вечную к славе.
Крест продолжает жить в мире одним на спасение, другим — на вящую погибель. Борьба зла и добра у подножия Креста продолжается. И если мы со Христом, ничто нас смущать не может, нет у этих смутителей никакой над нами власти.