Сегодняшнее Евангелие предлагает нам еще и еще раз обратиться к образам двух людей. Один был фарисеем, лучшим представителем своего рода, уважаемым человеком, который стремился все делать честно и добросовестно. Фарисеи были представители строгой Законности, приверженцы закона Моисеева и преданий. Фарисеи употребляли продолжительные молитвы. Они стояли иногда часов по девяти на молитве; давали десятины от всего, даже малейшаго, что не требовалось Законом. Такое направление возвышало фарисеев в глазах народа; но в то же время увлекало многих на опасный путь внешнего благочестия и лицемерия. Со времени Иисуса Христа имя фарисея сделалось синонимом лицемера.
Вот он стоит в храме и молится и благодарит Бога о том, что Он дал ему возможность служить Самому Богу, дал ему возможность обладать всеми назваными качествами, которые требовались Законом. Он говорит: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, чтó приобретаю» (Лк.18:11). Принося Богу благодарность за совершённое им добро, он не столько утешается своими добродетелями, сколько самоуслаждается ими; не столько хвалится своим нравственным совершенством, сколько осуждает других людей. Он не знает на Земле других праведников, кроме себя; все прочие люди для него только грабители, обидчики и прелюбодеи.
А мытарь есть сборщик налогов; причем, налоги он собирал не в пользу своего государства, а в пользу чужого – Римского государства. Он фактически являлся наемником в своей стране. «Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк.18:12). Мытарь, как видно, ведет себя совсем по-другому. Ему нечем хвалиться, кроме грехов, он ничего не знает за собою. Но он ничего и не просит у Бога, кроме помилования. Осознавая себя величайшим грешником, он стоит, как осужденный. Его молитва – образец смиренной сосредоточенной молитвы: «Боже, будь милостив ко мне грешнику».
«Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк.18:13. Молитва, для того, чтобы быть услышанною, должна быть смиренною. «Бог услышал обоих, пишет св. Григорий Богослов, и помиловал того, кто оказался изнемогающим, а велеречивого поставил ни во что».
Насколько сможем мы проникнуться образами этих людей, настолько будет благополучно наше будущее. Способны ли мы оценить степень своей греховности? Эта наша способность или неспособность может привести к состоянию превозношения и высокомерия, а это уже есть отвержение Бога. Почему? Да потому что следом за превозношением идет осуждение. Приписывая себе некие достоинства, человек «знающий», должен понимать, что все он имеет от Бога. И далее человек уподобляется мытарю, который осознает свое не достоинство перед Богом или, наоборот, кичится своим благополучным состоянием подобно фарисею.
Те из нас, кто внимательно наблюдает за состоянием своей совести, неоднократно замечали в себе это зыбкое состояние. «Я лучше». Есть очень тонкая грань, она, как паутинка, которую можно заметить только в солнечном свете. В другое время ее не видно, но она есть. Эта тонюсенькая грань отделяет меня, умного, развитого, способного, от людей других, «неполноценных». Это состояние так важно осознать, обнаружить в себе, что Церковь посвящает целую предстоящую седмицу памяти этого события в осуждение фарисеева высокомерия, в обличение гордящихся своею праведностью и в поощрение истинно кающихся. Следующая седмица так и называется – о мытаре и фарисее. «Пощусь два раза в неделю», — хвалится постом фарисей. В эту неделю отменяются посты в среду и пятницу, чтобы у нас даже повода для превозношения не было. Постящийся пусть не превозносится над не постящимися, здоровые – над не здоровыми. Это приуготовительные дни к Великому посту, который предназначен для сугубого тщательного рассмотрения себя. Если этого нет, то надежда наша на спасение тщетна.
Проповедь иерея О.А.Гринева на Литургии 28.01.2018.