Сегодня Святая Церковь предлагает нам повествование об удивительных и неподвластных человеческому естеству деяниях Спасителя. Обращаю ваше внимание на то, что деяния неподвластны человеческому естеству. Но ведь Иисус Христос был Человеком. Он был истинным Богом и истинным Человеком – в Нем было полное соединение двух естеств. Для многих поколений людей это было препятствием к вере, потому что Он жил среди людей, Он ел, пил, страдал, плакал, мучился от холода, истекал кровью на кресте. Он страдал и по человечеству, и по божеству. Именно так утвердили отцы седьмого Вселенского собора, память которых мы сегодня совершаем.
Мы отстоим от этих событий на две тысячи лет, мы никогда воочию не видели Христа в Его человеческом естестве, но знаем Его по Божеству, приходя ко Святому Причастию или наблюдая другие действия Христа в нас.
Прежде всего наше теснейшее единство со Христом начинается с нашего Крещения. Мы становимся причастными совершенному Им спасению не буквальным повторением Его крестной смерти, а путем крещения в Его смерть, не нарушая естественного течения нашей жизни на земле. «Елицы во Христа Иисуса крестихомся, в смерть Его крестихомся. Спогребохомся убо Ему крещением в смерть, да якоже воста Христос от мертвых славою Отчею, тако и мы во обновлении жизни ходити начнем». (Апостол на последовании крещения — Рим. зач. 91-е). Мы крестились «в смерть Господню. Если мы с Христом готовы умереть, то имеем возможность с Ним и воскреснуть.
А далее каждый раз приходя на воскресное богослужение, мы должны иметь намерение все время помнить, что через принятие Святых Христовых Таин надеемся на воскресение. Многие так и знают: они не могу не прийти воскресать со Христом. Относительно частоты причащения есть разные мнения, часто они противоречивы. Мы всегда надеемся на милосердие Божие. Когда человеку говорят: «Ты не ходи часто ко Причастию, это опасно», с этим можно согласиться. Но значительно опаснее не причащаться, когда бываешь на Литургии. В том человеке, который не ест Тело Христово и не пьет Его Кровь, нет жизни. Причащение для христиан настолько необходимо, насколько необходимо и святое Крещение: как без Крещения никому невозможно спастись, так невозможно спастись и без Божественного Причащения.
Это напоминание актуально в контексте сегодняшнего евангельского повествования. Спаситель только что исцелил слугу царедворца. И вот уже воскрешает умершего юношу. «И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его» (Лк. 7:14-15). Зачем Он это делает? Блаженный Феофилакт Болгарский говорит: чтобы мы познали, что Тело Его есть Тело жизни. Поскольку Плоть Его была собственной Плотью Слова, животворящего все, поэтому и сама животворит и разрушает смерть и тление. Оживший стал говорить, чтобы кто-нибудь не подумал, что он воскрешен призрачно. А то, что он сел и начал говорить, было признаком истинного воскресения. Ибо тело без души не может ни сидеть, ни говорить.
Эти события должны касаться каждого из нас лично: это я нахожусь в положении трупа ровно до того момента, пока меня не касается Христос. Когда для меня возможно ожить? Когда я принимаю Таинство Святого Крещения, когда я понимаю, что оно во мне действует постоянно. Крещение дает нам надежду на такое же воскресение, на то, что Господь не попустит мне смерти, потому что я крестился во имя Его. А приходя ко Причастию, я прошу жизни через принятие Тела и Крови Христа Бога. Только это может поднять меня со смертного одра.
Проповедь иерея О.А. Гринева 21.10. 2018.