Сегодня мы слышим евангельское назидание об одном богатом человеке. Своими руками добыл он себе такой небывалый урожай, что сложить его некуда. И решил этот человек построить новые житницы для большого запаса, которого хватит на многие годы вперед. «Вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю бо́льшие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое» (Лк. 12:18).
Он в этой радости уже все присвоил себе, разум его затмился. Это не наше имущество, оно все принадлежит Богу, Подателю всех благ. Богач забыл, что богатство дается человеку с определенной целью – это для нас возможность распорядиться им во благо себе или себе во вред. И вот человек в упоении своим богатством в своем мнимом счастье мечтает: «И скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись» (Лк.12:19). Не о чем больше мечтать человеку, все его страсти удовлетворены; ничего уже не остается, как только в удовольствие себе проводить жизнь. Это разве богатство?
Бог сказал ему «безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк.12:20). Страшнейшее состояние. Но почему? Да потому что человек присвоил себе то, что ему не принадлежит. Однако мы скажем, что он же много трудился, богатство досталось ему неслучайно. Это правда, но богач забыл, что у него не одно тело, а еще есть бессмертная душа, и что целью его жизни являются не удовольствия плотские, а спасение души. Обратим наше внимание на слово «возьмут», а того страшнее «истяжут», то есть заберут против воли. У праведника не отнимают душу, но он предает ее Богу с радостью и весельем, ибо «души праведных в руке Божией» (Прем. 3:1). Но грешник, оплотянил душу, сделал ее телом и землей, такая душа с телом никак не хочет разлучаться. Поэтому и говорится, что душу «возьмут» у него, как бы у должника, преданного в руки жестоких сборщиков.
«Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк.12:21), то есть не созидает Божию славу. Но что значит: «богатеть в Бога»? Это станет понятно, когда рядом упомянем противоположность – «собирать себе». Богу в храм, на его созидание, на содержание один приносит часть своего богатства, другой посвящает бескорыстный труд, который есть также собственность. Он мог бы посредством своего труда стать богатым, но приносит свой труд Богу. Так эти люди беднеют или богатеют? Это только один из способов «богатеть в Бога».
Но есть и другой. Есть богатство, которому позавидует любой — «не Бог ли избрал нищих мира сего быть богатыми в вере, и наследниками царствия, которое Он обещал любящим Его?» (Иак.2: 5). Какое богатство может сравниться с сокровищами веры и с наследием Царствия Небесного.
И это еще не все: способ «богатеть в Бога», Сам Иисус Христос излагает чуть дальше в следующих словах: «Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает» (Лук.12: 33). Через благотворение Господь призывает нас к блаженству. Он занимает у тебя безделицы, которые ты называешь земными благами, а платит тебе истинным благом, нетлением и блаженством.
Многие могут возразить, что достаток нужен для пропитания семейства. Это правильно. Но берегитесь, по крайней мере, чтобы не растрачиваться на роскошь и тщеславие, не прилеплять своего сердца к богатству. Не считай свое богатство удачей, но постоянно благодари Бога за Его даяния.
Проповедь иерея О.А. Гринева 02.12.2018.