Идет Рождественский пост. Мы понимаем, что он предшествует не только Рождеству Христову, но и празднику явления в мир Спасителя – Богоявлению. Одновременное празднование Теофании и Рождества Христова продолжалось до IV века. Поскольку для нас этот пост предшествует нашему престольному празднику, то мы должны соблюдать его не только в той мере, как все православные христиане, но и ради того, что мы особым образом встречаем Богоявление.
Как проводится пост вообще, мы не раз уже говорили. С просьбой о научении поститься правильно христиане должны обращаться к священнику. Это вопрос не простой, мы должно быть в отношении поста едины во мнении так же, как едины были в этом смысле святые отцы первых веков христианства. Прежде всего, пост – это дело нашего спасения. К нему так и надо относиться, а не заглядывать в календарь, и, видя нарисованную «рыбку», радоваться. Это слишком просто. Беда в том, что мы многие важные стороны жизни переводим в разряд обрядовых. Обрядоверие превращает пост в разряд гастрономической проблемы. Человек внешне отказывается от мяса или от молока, или от того и другого, а внутренне не меняется совершенно.
Стоит ли об этом говорить специально? Да, стоит. Мы с вами прихожане того храма, который строился когда-то как единоверческий, т.е. строился для того, чтобы старообрядцы, которые ради соблюдения обрядовой стороны вероисповедания отказались от таинств, имели возможность приобщиться к истинной вере. Из боязни скатиться в такое же обрядоверие, и нам надо помнить о нравственном значении поста, иначе будем хуже старообрядцев, потому что они, по крайней мере, постились добросовестно.
Всем желающим поститься полезно было бы согласовать пост со священником индивидуально без самочинства. Мы сейчас не можем понести те подвиги, которые несли те отцы, которые этот пост устанавливали. Некоторые, делая себе самочинно послабления, говорят: «Ну, я же не монах». А знаем ли мы о трудностях монашеского подвига, и уверены ли мы, что есть разделение на пост монашеский и мирской? Так вот, нет разницы между ними. Душа мирянина столь же бесценна, как и душа монаха и пост един для всех.
Здесь важен подвиг личного самоотречения. Если человек посоветуется с врачом, со священником, определит себе меру отречения от увеселений, ублажений плоти, гастрономических услаждений и откажется страстей похотливого тела, то определится его мера на этом этапе. Главное, — постящийся не должен возмущать людей и никого не соблазнять; если вокруг него не будет мира, то это не пост. Это будет просто акция, как говорится в современном мире. Пост всегда совершается тайно – о том, что я пощусь, знает только Господь и священник. Покаяние проходит через разум и сердце человека, поэтому не нуждается в том, чтобы его выставляли напоказ.
Итак, речь идет о свободном произволении. Но высший пилотаж заключается в том, чтобы заставить себя захотеть поститься, не быть зависимым от ограничений. К труду поста надо относиться как к труду над самим собой во имя своего собственного спасения, как к преодолению своих слабостей. Каждый святой – это герой, одержавший победу над самим собой. А мы все призваны к святости. Не все, конечно, станут национальными героями, это от нас и не требуется, но победа на своем собственном поле – это удел каждого. И судить нас будет Господь не по тому, что я сделал для истории, а потому, как мне удалось одержать победу на личном поле брани. Если нам удастся это, то мы, таким образом, умножим Божественное присутствие в мире.
В широком смысле пост не в показном унынии, не в мрачном выражении лица, но в победе над грехом через искреннее покаяние, достижения победы духа над телом. Разве такая победа не радость?
Проповедь иерея О.А. Гринева 09.12.2018.