Наше дело желать добра, а совершать оное дело Божие

«Ревнителей» Царствия Божия всегда было достаточно. Все они готовы на самоотвержение и всякого рода лишения, но какой-то степени. А есть ли какая-то мера такого самоотвержения ради жизни вечной?

Вспомним еще раз знакомое нам евангельское повествование о молодом, но уже весьма преуспевшем юноше. «И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?»  И слышит ответ от Господа: «Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою. Он же сказал: все это сохранил я от юности моей». (Лк. 18:18-21).

Он делал это добровольно и добросовестно. Он чувствует при этом, что чего-то не хватает ему для того, чтобы стать наследником жизни вечной в Царствии Божием. К тому же он прекрасно понимает, к Кому обращается. И слышит страшные слова: «еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною» (Лк.18:22). Юноша опечалился, а кто из нас не опечалился бы, будучи очень богатым?  Но мы не сектанты, поэтому никто от нас не требует продавать свои дома, дачи, автомобили и другое имущество, которое мы привыкли называть благосостоянием. Благосостоянием как раз надо считать другое – именно возможность вопрошать: «что мне еще сделать, чтобы наследовать жизнь вечную?»  Человек ищет пути не к мнимому богатству, а к истинному, с которым никогда не расстанется, потому что это богатство души.

Что же надо раздать, с чем расстаться? Расстаться надо со своей привязанностью к этому богатству. Не само богатство спасает или не спасает человека, так же, как и нищета не позволит стать обладателем жизни вечной в Царстве святых. О каком спасении можно говорить, когда человек ленив и, пребывая в нищете, ругает всех от соседей до президента в том, что ему не создали условия к благополучию? Православный человек за все будет благодарить Бога. В этом и состоит его христианская нравственность: «Я, Господи, не желаю быть привязанным к этому тленному миру богатства, я не желаю быть погребенным вместе с ним и душу свою потерять».

Если так, то нужно знание – как я смогу это сделать. Как к своему родному не прикипеть, как мясу на сковородке? Господь не предпринимает кардинальных мер, чтобы беднягу начать «отдирать» от нажитого богатства. Почему? Да потому, что человек не чувствует свободы от своего же «добра», он очень от него зависим. Именно поэтому у всех нас на памяти слова Господа нашего Иисуса Христа: «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Лк.18:25). Блаженный Феофилакт Болгарский поэтому называет бедность добрым делом — она почти неискусима. Нас должно утешать, что «невозможное человекам возможно Богу». Тот же святой говорит: «будет иметь советником своим Бога и в учители себе возьмет оправдания Божии и заповеди о нищете, и будет призывать Его в помощь, тому возможно будет спастись. Ибо наше дело желать добра, а совершать оное дело Божие».

                                                                                   Проповедь иерея О.А. Гринева 16.12.2018.

Статья написана galybnata

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели