Миссионерская роль архиепископа Феогноста в борьбе с расколом в деревне Перники
Феогност (Лебедев), архиепископ Владимирский и Суздальский (1829 — 1903)
Георгий Иванович, родился в семье священника Тверской епархии.
22 января 1867 года хиротонисан во епископа Балтского, викария Подольской епархии.
С 27 июня 1870 года — епископ Астраханский и Енотаевский.
14 лет возглавлял Владимирскую епархию.
С 9 декабря 1878 года — епископ Владимирский и Суздальский.
С 15 мая 1883 года возведен в сан архиепископа.
С 21 ноября 1892 года — архиепископ Новгородский и Старорусский.
С 6 мая 1895 года — постоянный член Святейшего Синода.
С 13 августа 1900 года возведен в сан митрополита и определен Киевским и Галицким.
Все 35 лет своего архипастырства во всех местах своего служения владыка Феогност умножал и украшал храмы Божии, потому что в благолепии церковного служения он видел воспитательное средство народа. О роли владыки в постройке храма.
1. О роли владыки в постройке храма.
Леонтий Борисович Борисов, в прошлом убежденный старообрядец, совершенно осознано перешел в православную веру и построил в селе обетный храм, потому что от его деревни храм в 7 верстах, — Свято-Никольская церковь села Осовец, «к тому же целую половину деревни составляют старообрядцы, приемлющие австрийское священство».[1]
На прошении от имени жителей «о разрешении вновь построить церковь во имя Богоявления Господня при деревне Перники» владыка Феогност он собственноручно написал:
[1] «Заметки и личные воспоминания Леонтия Борисова, относящиеся к переходу из старообрядчества в православие и к постройке православного храма в дер. Перниках, приуроченные ко дню 30 – летнего (1884 сентября 16 – 1914года) существования храма». Владимир. Типография Владимирского Губернского Правления. 1917. Стр. 18-19.
№ 2457 № 1338
11 Марта 1882 г. так как не предвидится особых препятствий по постройке церкви при деревне Перниках, принадлежащей к приходу с. Осовца и предприятие устроить церковь при означенной деревне представляется добрым и полезным; то согласие при __ строительный комитет для постройки церкви, учреждаемый по приговору крестьян деревень Перников, Митрофанихи и Новоселова с тем лично, чтобы к составу комитета принадлежал один из священников с. Осовца по __ строит. комитета. Но, предварительно формальному разрешению устроить церковь, разрешаю Консистории собрать все полученные необходимые разрешения по стройке, и, по представлении строит. комитетом плана церкви, __ и надлежаще засвидетельствовать.[2]
В то время действовало решением Святейшего Синода и Высочайше утвержденное «Положение о сокращении приходов и церковных причтов» от 16 апреля 1869 года: «1.1 …составить расписание городских и сельских приходских церквей, которые признано будет необходимым оставить самостоятельными, по уравнении существующих приходов, или по упразднении некоторых из них, с припискою, в последнем случае, как прихожан, так и церквей, к другим приходским церквам…».[3]
Это стало причиной того, что владыка Феогност склонялся к решению придать нашей церкви статуса приписной. Об этом мы можем заключить по воспоминаниям строителя храма Леонтия Борисовича Борисова. «Приехали к архиепископу Феогносту, доложить, что де у нас все готово… Владыка говорит мне: «Будет приписная ваша церковь». А я кланяюсь и говорю: «Ваше преосвященство! Будет очень неудобно: надо за причтом ездить в село Осовец в 7 верстах, сделайте самостоятельный приход». Он говорит, что ничего не может. А Благочинный ему говорит: «Ваше высокопреосвященство! Да что же? Как сделаете самостоятельный приход, так и будет. Ведь три деревни, около 600 душ». Я со своей стороны слёзно прошу о том же. Владыко задумался и говорит: «Тогда надо сделать ещё для священника дом получше: для диакона-псаломщика есть, а для священника нет». Я говорю: «Хорошо». Поехали домой скорее строить дом священнику, и к сентябрю 1884 года дом был готов».[4]
Окончательное решение по делу имеется в «Деле о строительстве храма…». 29 ноября 1884 г. Духовная Консистория заключила: «1. переместить к новоустроенной в деревне Перниках церкви Священника Алексея Косаткина с тем, чтобы он, числясь в штатном составе причта села Осовца, заведовал церковью деревни Перников и ее приходом на правах самостоятельного Священника, пользуясь и содержанием от сей только церкви и прихода; 2. крестьян деревень Перников, Новоселова и Митрофанихи, исключая совершенно из числа прихожан села Осовца, причислить исключительно к церкви в деревне Перниках; 3. в пособие священнику Косаткину псаломщика Соколова по преклонным его летам и малосемейству сверхштатным с получением того же самого содержания, каким пользовался ныне».
Особо указано также, что в новоустроенной в деревне Перниках церкви и по желанию крестьян, и по нравственному их состоянию необходимо постоянное богослужение, т.к. в деревнях находится более 150 человек раскольников.[5]
[2] «Дело о разрешении построить церковь в деревне Перниках Покровского уезда», архив № 166355 Владимирской Духовной консистории. ГАВО. Ф. 556. Оп. 1. Д. 3206. Л. 1.
[3] URL: https://dlib.rsl.ru/viewer/01003545360#?page=331 Дата обр.20.05.2019.
[4] «Заметки и личные воспоминания Леонтия Борисова …». С.26.
[5] См.: ГАВО. Ф. 556. Оп. 1. Д. 3206. Л. 92-92 об.
2. Слово при освящении церкви в деревне Перниках, произнесенное Высокопреосвященнейшим Феогностом, архиепископом Владимирским и Суздальским 16 сентября 1884 года
«Святые Апостолы в своих писаниях многократно убеждают христиан иметь мир между собою (Рим.2:18), хранить единение духа, чуждаться разделений между собой, быть соединенными в одном духе и в одних мыслях (1Кор.1:10), единодушно, едиными устами славить Бога. (Рим.15:6)… Но исконный враг рода человеческого «ходит, яко рыкающий лев, ища, кого поглотити» (1Петр.5:8) Горьким последствием всего этого было появление ересей и расколов в Церкви …
Старообрядцы нарушили заповедь Господа о послушании святой Церкви и ее пастырям, расторгли союз с нею и образовали из себя особое, отдельное от святой Церкви общество …
О, если бы глаголемые старообрядцы спокойно и беспристрастно рассудили бы, составляют ли они истинную благодатную Церковь Христову, находятся ли они на верном пути к царствию небесному и правильно ли они поступают, отделяясь от Православной всероссийской Церкви …
Братие святаго храма сего! Старайтесь все, сколько возможно, содействовать вразумлению старообрядцев и воссоединению их с нашею материю – святою Церковию. Старайтесь содействовать усердно молитвою о них Господу, искреннею любовию к ним, кротким и смиренным обращением с ними, живейшим участием в них, особенно же вашею благочестивою жизнию, преданностию и послушанием святой Церкви, точным исполнением ея правил и уставов …
Господи Иисусе Христе Боже наш! Утверди новосозданный храм сей до века, воздай великими и богатыми Своими милостями создателям его, и всеблагим и благодатным Твоим промышлением соделай, да по молитве, вознесенной Тобою пред страданиями к Богу Отцу, все обитатели веси сей и прилегающих к ней весей по вере будут едино, да и чуждающиеся святой Церкви, возсоединвшись с нею, войдут в сонм братий святаго храма сего. Аминь».[6]
Так и случилось. «Старообрядцы стали мягкосердечнее относиться к православным, фанатизм слабеет. Дай Бог, чтобы он вразумил отторгшихся от православной церкви, паки возвратил в лоно её и просветил их ум светом Евангелия Христова, через что они бы стали на путь мира».[7]
Данные метрических книг нашего храма за период 1885 -1914 гг. хранят информацию о том, что старообрядцы деревень Митрофанихи, Перников и Новоселова переходили в Православие.
1885-1894 крещено 8 чел., 5 чел. обвенчано;
1895- 1904 крещено минимум (стр. утеряны) 3чел., 1чел обвенчан;
1905-1914 крещено 4 чел.
Для понимания особенностей противораскольнической деятельности владыки Феогноста во Владимирской епархии более широко необходимо изучить и другие документы.
[6] «Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода К Победоносцева по ведомству Православного исповедания за 1884 год. Санкт-Петербург. 1886
[7] «Владимирские епархиальные ведомости» №19 от 10 октября 1884 года.
3. Отчет обер-прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева по ведомству Православного исповедания за 1884 г.[8]
В отчете отмечена, как самая важная и наиболее трудная задача миссионерской деятельности Церкви, обращение на путь истинной веры заблудших раскольников и сектантов. Как пример «верных мер» борьбы с расколом К.П. Победоносцев приводит Владимирского Преосвященного Феогноста, который, собрав в 1883 году сведения о раскольниках и мнения благочинных и священников о мерах к обращению их, объявил к руководству некоторые меры. Священники приходов тех мест, где есть раскольники, должны иметь нравственное влияние на своих православных прихожан и располагать раскольников к общению с собой; они должны отличаться благочестивой жизнью, держать себя везде и всегда степенно; … сколько возможно чаще совершать богослужение не только по воскресным дням, но и по средам, пятницам и субботам; … чинно, неспешно, сполна по уставу и без пропусков; … улучшать церковное пение; … относиться к раскольникам с любовию, кротостию и снисхождением к их «недостаткам и предубеждениям».
Кроме того, он предлагает привлекать к миссионерской деятельности тех прихожан, которые «в добром поведении особенно ревностны к православной вере», беседовать с ними и даже лично представлять их для бесед с Преосвященным. Преосвященный говорит о необходимости прилагать особое старание к открытию церковно-приходских школ для детей, а для возрастных – вести вне-богослужебные собеседования с прихожанами и в духе кротости обличать неправду раскольников.
Благочинным Преосвященный рекомендует иметь особое попечение о приходах, в чьих территориях есть старообрядцы, в годовых отчетах описывать деятельность священников в них, собирать публичные собеседования священников таких приходов, создавать библиотеки из книг, объясняющих суть раскола. Оказывать попечение прихожанам, «нетвердым в вере». О случаях нерадения священников немедленно доносить епархиальному начальству.
Большая часть распоряжений была направлена к умножению церковно-приходских школ с миссионерским противораскольническим назначением.
Видимым плодом противораскольнической деятельности было воссоединение с Церковью заблудших. Стало заметным смягчение исконной неприязни старообрядцев православию. В 1884 году во Владимирской епархии из раскола присоединились к православию 21 человек.
[8] «Заметки и личные во8.споминания Леонтия Борисова …». С. 28
4. В борьбе с расколом большую роль сыграла деятельность Владимирского православного Братства святого благоверного князя Александра Невского
Оно образовалось 18 ноября 1879 г. по инициативе владыки Феогноста, он же был председателем совета братства. Братство имело 30 отделений с библиотеками. Целей создания братства было несколько, среди них и противодействие расколу к суевериям, она стала со временем первоочередной.
Братство проводило большое количество разных мероприятий, среди них заслуживают особого внимания публичные беседы с раскольниками, для которых приглашали опытных священников и миссионеров братства. Публичные беседы-диспуты староверов и православных стали характерной особенностью деятельности братства в конце XIX — начале XX вв.
Деятельность владимирского православного Братства Святого Благоверного Князя Александра Невского отражает основные изменения, произошедшие в отношении правительства к старообрядцам после реформ. Признавалась ошибочной мысль, что раскольники — отъявленные невежды, и дискуссии с ними невозможны, а «действенны лишь полицейские меры». Теперь подчеркивалось, что «многие из раскольников — не только люди, ищущие истины, но и готовые принять ее, лишь бы она была предложена сердечно, с искренним убеждением, с полным участием к заблуждающимся».[9]
Деятельность братства имела решающее значение в развитии церковно-школьного образования в губернии. Благодаря поддержке братства число церковно — приходских школ и школ грамоты с каждым годом увеличивалось, а их материальное положение и воспитательно — учебная деятельность улучшалась.
В 1888 — 1889 годах во Владимирской губернии в 257 церковно-приходских школах обучалось 6450 мальчиков (раскольников — 76), и 1149 девочек (раскольниц 8), в 258 школах грамоты православного вероисповедания мальчиков — 2676, девочек — 585 (раскольниц 35), в 486 начальных училищах других ведомств 6184 мальчика, (119 раскольников) и 1 607 девочек, (39 раскольниц) — практически все дети раскольников в Покровском уезде.
К концу XIX века во Владимирской губернии было 25700 учащихся в начальных школах; церковных библиотек: епархиальная 1, при церквях 1.000, при благочиннических округах 60, при монастырях 10.[10]
Покровский уезд, которому принадлежал в то время наш приход, был едва ли не из первых в Епархии по развитию народного образования: 2 школы для мальчиков, 3 — для девочек и 111 — смешанных, всего – 116. Столько же было только во Владимирском уезде.
Владыка Феогност остался в памяти Владимирцев, как известный миссионер, через всю жизнь маститого архипастыря проходила неутомимая борьба с расколом и сектантством. Это мы и можем видеть на примере нашего села при исследовании архивных материалов и других документов.
[9] Историческая записка о деятельности братства св. благоверного великого князя А. Невского за первое десятилетие (1879-1889). Владимир. 1889. С.37.
[10] URL:https://drevo-info.ru/articles/5880.html Дата обращения 21.05.2019.