Известно, что миром правит Промысел Божий. Господь заботится и о человечестве в целом и о каждом человеке в отдельности. Удивительно видеть промысление Божие о человеке и в великом и в малом. Всё ради нашего спасения. Богу было угодно, чтобы в нашей местности, где сильно было старообрядчество, появился православный храм. Богу было угодно, чтобы история веры Леонтия Борисова и история строительства им храма была известна и передавалась из поколения в поколение. Это подтверждают переизданные в 2017 году «Заметки и личные воспоминания Леонтия Борисова, относящиеся к переходу из старообрядчества в православие и к постройке православного храма в деревне Перниках».
Вспомним первую заповедь Бога «Люби Господа Бога Твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими» (Втор.6:5) Именно сердце стоит на первом месте в заповеди любви к Богу. Это же подтвердил и сам Иисус Христос: «Возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим» (Мф. 22:37).
К Богу нужно стремиться сердцем: «Всем сердцем моим ищу Тебя.» (Пс.118:10) Сердце даже противопоставляется уму «надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой» (Пр.3,5).
К Богу нужно стремиться сердцем: «Всем сердцем моим ищу Тебя.» (Пс.118:10) Сердце даже противопоставляется уму «надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой» (Пр.3,5)
Но что в сердце человеческом сокрыто? Вспомним притчу о сеятеле «Вот вышел сеятель сеять. И когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали его. Иное упало на места каменистые, где немного было влаги и скоро взошло, потому что земля была не глубока. Когда же взошло солнце, оно увяло, и так как не имело корня, засохло. Иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его. Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во стократ, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Имеющий уши, да слышит!» (Мт.13:1-23) И, чтобы получить плод веры, нужна земля добрая в сердце, а для этого нужно потрудиться. Как же действовал Промысел Божий и как трудился над своим сердцем Леонтий Борисов и какие, всё вместе, плоды это дало?
Появился на свет Леонтий Борисов в 1844 году в селе Перники. Как и многие в селе, семья Леонтия была старообрядческой веры. Причём отец его, Борис, родившийся в 1805 году, до 7 лет был православной веры. Но отец Бориса — Евтихий в 1812-1813 году отпал от православия и ушёл в раскол, переведя в раскол и своего сына. У Леонтия было два старших брата — Павел и Иван. Все они умели читать и писать, поэтому их семья считалась передовой. Жили торговлей, были людьми зажиточными. Молиться ходили в Жаровскую молельню. Отец, последние 11 лет своей жизни был старообрядческим священником.
В 1860 г. (Л.Б.-16 лет) едет работать в контору купца д. Липны Паршину И.И. — фабриканту и лесопромышленнику. Там он, благодаря грамотности и старанию, занял хорошее положение и получал приличное жалованье.
В 1867 г. (23 года) женится на односельчанке Екатерине Филуменовне Жаровой. В 1872 г., в 28 лет, оставив должность, занялся с братом торговлей лесом. Жил в достатке. Мы видим, что внешняя жизнь Леонтия была успешна. А что было внутри?
Он пишет о себе, что родясь в строгой патриархальной старообрядческой семье и проведя здесь всё детство, он весьма проникся и впитал в себя дух старообрядчества. С детства ему особенно интересна была тема религии. Он взрослел, кругозор его становился шире, жизненные вопросы сделались более сложными и разнообразными. Мысли о существовании религии, о разнице в вероисповеданиях и учениях занимают его всё с большей силой. Леонтия начинает мучить какая вера истинная — та, которую исповедуют его близкие или православие, которое исповедует большинство в стране. Он колеблется. Страшно это тем, что можно потерять веру совсем. Об этом ему говорит старообрядческий священник Хрисанф Митрофанов во время исповеди. Не найдя ответов среди своего окружения, Леонтий (ему 30 лет) в 1874 году решается на поездку заграницу в поисках истинной церкви и правого священства. Так путешествовали его предки-старообрядцы. Он хочет посетить сначала старообрядческие монастыри в Турции: к Некрасовским казакам, за Дунаем — город Тульч. Потом Константинополь – Царь Град и Святую Афонскую гору. Путешествие предстояло опасное — на дорогах Османской империи грабили и убивали, да и народные восстания случались часто. Но эта поездка была нужна страдающему Леонтию. Ведь выходя за рамки обыденности, ясно начинаешь чувствовать, что далеко не всё зависит от тебя, на всё Воля Божия.
Взяв благословение у владыки-старообрядца Антония (Шутова), в июле месяце из Москвы он отправляется в путь. Заезжает в город Курск помолиться в соборе чудотворной иконе Божией Матери. Затем едет в Киев. Там молится иконе Успения Божией Матери и Печорским святым. Просит открыть руку преподобного Спиридона — просфорника и видит трёхперстное сложение. Едет в Одессу, оформляет в турецком посольстве паспорт. Садится на пароход до города Тульчи. До 1878 г. этот город был во власти Османской империи, а после русско-турецкой войны (1877-1878) стал принадлежать Румынии. Старообрядцы приняли его радушно.
Встретился с их владыкой Серапионом. Вот, что пишет о нём Леонтий: «старец преклонных лет, в толковании не искусный». Потом отправляется дальше — в девичий монастырь. Увидев на территории монастыря маленькую церковь, обрадовался её внешнему виду: «Но внутренняя обстановка убогая, а главное — пустота: нет Христопреданнаго священства». Ни в Тульче, ни в девичьем монастыре, ни в селе Некрасовце, ни в мужском монастыре служб не было — все старообрядцы были заняты молотьбой пшеницы. Молодой епископ мужского монастыря в рассуждениях и понятиях тоже был слаб. «Да и по житию тоже слаб, так что многим в соблазн». Владыка Антоний Московский чуть его не запретил. Этот факт сильно взволновал Леонтия. Он считал, что епископа должен судить собор епископов. Таким образом, на вопросы, которые мучили сердце, Леонтий Борисов ответов не получил и даже расстроился ещё больше…
Из Тульчи, пароходом отправляется в Константинополь. С пролива город внешне очарователен — на берегах дворцы и сады пашей. А внутри — грязные, узкие улочки, много бродячих собак. От бывшего величия православного города не осталось следа — службы скромные, пение заунывное, при церквях колоколен нет, вместо них скромные звонницы…
Посетил Леонтий мечеть — бывший Софийский собор, осматривал фрески из мозаики. Печаль была в его сердце. Древняя святыня — величественный собор, отторгнута у православных и перешла во владения иноверов- турков. Произошло это в 1453 году. Почему это произошло? Христианские богословы испокон веков верили — где ослабевает вера в Христа, туда приходят мусульмане или ещё как их называли «Божьим мечом» вероотступников. Что творилось в душе Л.Б.? Не думал ли он о том, что распри, расколы, отсутствие единства ослабляют христиан? Что за падением Византии, такая участь, при потере веры, ждёт и Россию. От греков он узнал легенду, что при штурме Царь-града, в соборе шла служба. Турки ворвались в Софию в тот самый момент, когда священник вышел со св. дарами и словами «со страхом Божиим и верую приступите». И, о чудо, для священника в стене образовалась расщелина, куда со св. дарами он и скрылся, а стена опять сдвинулась. Предание добавляет, что, когда опять город будет взят у турок, то священник выйдет довершить литургию. В этой легенде, для православных христиан, живёт надежда на освобождение. На улицах города Леонтию понравились архиереи греческие «смиренные, живут без пышности, идут пешёчком с посохом, и верующие, кто желает, приемлют благословение». Русские испытывают к грекам чувство особенного расположения, ведь от них к нам пришла православная вера в Бога.
Потом он ездил во Влахернскую церковь, где молилась Пресвятая Богородица видимым образом для юродивого Андрея и ученика его Епифания. В память этому 1 октября установлен праздник Покрова. Много чудес происходило здесь. Из этой церкви, по преданию, были посланы строители созидать храмы в Киеве. При этом Царица Небесная вручила мастерам небольшой образ Успения Божией Матери, который они поместили над царскими вратами в лаврской церкви. Не перед этим ли образом молился Леонтий, посещая Киев. В эпоху иконоборчества Влахернская церковь, как один из центров иконопочитания оказалась очагом раздора. В 1434 году церковь сгорела. И лишь во второй половине 19 века — в 1867 году греки построили небольшую часовню. Интересна и поучительна история развития и падения Константинополя. Осмотрев и другие достопримечательности этого города, Леонтий Борисов отплывает на Афон.
Афон – Святая гора, земной удел Пресвятой Богородицы. Теперь это место — крупнейшее в мире сосредоточие православного монашества. Здесь молятся за весь мир. По завету самой Богородицы, ни одна женщина не может ступить на эту святую землю. Во время посещения Леонтием, Афон был под властью Османской империи. Он останавливается в Свято-Пантелеимоновом монастыре. Иноками состояли в нем тогда греки, сербы и русские. Приняли Леонтия радушно. Игуменом монастыря был схиархимандрит Герасим Грек (Герасим Святогорец. День памяти — 23 мая.).
Это был подвижник высочайшей духовности. Именно благодаря игумену Герасиму Греку в Пантелеимоновом монастыре возобновилось русское братство, и в будущем, и сам монастырь смог стать русским. В этом старец видел Волю Божию. Его современник, отец Парфений (Агеев) писал, что отец Герасим «имеет удивительный дар рассуждения. Двести человек у него духовных чад, и всеми управляет он не как власть предержащий, а относится к ним по отечески: кого наказывает, кого наставляет, кого со слезами увещевает,- и всех любит как чадолюбивый отец. Никогда дверь кельи у него не затворяется, она как врачебница». Настоятель, во время своего игуменства, сделал невозможное, смог у себя в монастыре объединить в единое целое, ради служения Богу, монахов, разных по национальности: греков, русских и сербов. И какое это было служение! Из-за строгости правил и по точности их исполнения, Пантелеимонов монастырь, занимал самое почётное место среди других обителей и был в одном ряду с первоклассными общежительными монастырями. Вот с таким удивительным подвижником встретился Леонтий Борисов. Как он написал у себя в заметках «старец замечательный». А с какой любовью принял его игумен Герасим – расцеловал, потребовал принести кофе, угощал ракичкой (сладким рисовым вином). А ведь Леонтий представился ему старообрядцем — «хотя христиане, но общения с православными, а также и с греками не имеющие» и сказал, что приехал на Афон посмотреть и узнать о вере. Старец пригласил Леонтия, после осмотра Афона, зайти к нему опять поговорить.
Леонтий побывал в 20-ти монастырях и 12-ти скитах, в некоторых кельях. Интересно ему было в кельи Саввы Сербского. Там смотрел рукописную библиотеку. Перелистав множество древних книг, убедился в правильности написания имени Христа — Иисус через две «И». Опять это было не в пользу старообрядцев. Заехал в столицу Афона – город Карею. Видел здание, где находится Протат. Это центральный исполнительный соборный орган управления Святой Горы Афон, в который входят представители двадцати монастырей Афон. Узнал, что каждую субботу на площади собираются монахи и продают там свои изделия и всё необходимое для жизни. Леонтий описывает собор в Карее. Пишет про замечательную фреску в нём: голова Иоанна Крестителя на блюде. Говорит, что по образу 5-ти ярусного художественного иконостаса, сделали и у нас, в Свято — Богоявленском храме, иконостас. Поднимался на вершину горы. Видел на верху горы храм во имя Преображения Господня.
Побывал в монастыре святого Афанасия. Это большой монастырь-лавра (Великая Лавра). Услышал легенду о находящемся там источнике. Много лет назад в монастыре закончился хлеб, братия стала роптать. Преподобный Афанасий отправился добывать хлеб. Прошел версты две и попадается ему женщина. Он смутился, ведь женщинам запрещено находиться на Святой горе. Но она сказала: «Я покровительница сей горы, гора жребий мой, куда ты идёшь, воротись в монастырь. Я Матерь Божия.» Афанасий не поверил ей. Тогда она велела ударить посохом в камень. Камень раскололся и из него хлынула вода, а Божья Матерь невидима стала. Вернувшись в монастырь, преп. Афанасий нашёл амбары полные хлеба. Дивились чуду вся Афонская братия и прославляли все Пречистую Богородицу. Наш земляк запомнил этот источник, так как ушиб ногу в нём во время купания и несколько дней хромал. А вот что, Леонтий, написал о жизни духовной на Афоне – «молятся Богу и совершают службу долго, всенощная идёт 7-8 часов.»
Затем Леонтий Борисов возвращается в Пантелеймонов монастырь. Во время встречи с игуменом Герасимом поведал обо всём увиденном и услышанном на Святой горе. Спрашивает о перстосложении и получает разъяснение из уст старца-грека о том, что они, греки, всегда молились тремя перстами. Получив этот ответ, он окончательно убедился в истинности православия. Заявляет, что присоединиться дома к православию. Леонтий хочет сначала рассказать обо всём познанном родным, чтоб и они смогли присоединиться к истинной Церкви, стать едиными в вере во Христа. Преподобный Герасим благословляет его: «Буди благословение Божие и Пресвятой Его Матери, Покровительнице святой горы Афонской на тебе». И в этот момент возник у Леонтия помысел – когда он присоединится к православной церкви, если даст Бог, построить в Перниках храм, чтоб и многие старообрядцы, живущие там, могли спастись. Да и мы, будущие поколения, имели этот шанс. И если Бог осуществит и приведёт намерение в исполнение, то Леонтий вернётся на Афон и попросит дать часть мощей Афонских чудотворцев. Выслушав всё это, игумен Герасим сказал, что можно — «Да благословит тебя Бог». Наш храм зародился на Афоне в исцелённом сердце Леонтия и по благословению святого старца Герасима, всю свою жизнь положившему на объединение людей в вере Христовой.
Укрепив свою веру на Афоне, Леонтий отправляется в обратный путь. Из Афона в Салонники, опять видит расцвет мусульманства – православные храмы стали мечетями. Оттуда в Константинополь (Стамбул) и морем в Россию. Интересное совпадение происходит на море — начинается шторм и у судна ломается руль, но Божьей милостью всё заканчивается благополучно. 18 сентября 1874 года Леонтий Борисов возвращается домой, в Перники. Леонтию пришлось потрудиться, чтобы исполнить обещанное на Афоне. Родные не поддержали его, но он был крепок в желании присоединится к православию. Едет и заявляет о своём желании сначала к игумену Никольского монастыря — Павлу Прусскому.
Затем, протоирей Иоанн Виноградов, 24 декабря 1874 года в храме преп. Муч. Параскевы в Охотном ряду, после вечерни исповедал и присоединил его. В Рождество Христово, 25 декабря (все даты по старому стилю) Леонтий Борисов приобщился Тела и Крови Христовой. Сильна и полна была его радость! А в марте месяце 1875 года в православие перешла и его жена с двумя детьми. И начали они вдвоём размышлять как исполнить данный обет о постройке храма в селе Перниках.
В храме смысл земного бытия, в храме начинается наша земная жизнь и в храме нас провожают в жизнь вечную. Храм — это самое дорогое, что мы имеем на этой земле.
По обету, данному на горе Афон, Леонтий Борисов начинает строительство храма. Как и в настоящее время, так и в прошлом, для строительства любого объекта необходимо материальные средства, разрешение от разных инстанций и участок земли, на котором планируется постройка.
Недалеко от деревни Перники находилась земля фабриканта Родиона Даниловича Бажанова. Леонтий Борисов посылает ему два письма, в которых просил для церкви и причта 36 десятин (110 соток). Через пять месяцев, не получив ответа, Леонтий сам отправляется к Бажанову в поселок Ставрово. Фабрикант знал, что Борисов присоединился к православию и объяснил долгое молчание своим недугом. Борисов получает устное согласие. Но Леонтий, видимо, был настойчивым человеком, и после измерения земли землемерами и составления плана, еще раз едет в Ставрово и получает уже письменную «надпись».
Далее встает другой вопрос: а разрешит ли епархиальное начальство постройку нового храма. Леонтий Борисов встречается с архиепископом Владимирским Феогностом.
Незадолго перед этим прошла реформа, в силу которой закрывались более бедные храмы. Так как, наша местность была заражена расколом, а православный храм находился в селе Осовец в 7 верстах, архиепископ уступает просьбе Леонтия Борисова в постройке нового храма.
Нужно было нотариально закрепить землю за церковью. Но как это сделать, если церковь еще не построена? Вскоре умирает Родион Данилович Бажанов, и по завету его дело продолжает род Бажановых. По доверенности … был произведен обмен земли с обществом крестьян деревни Митрофанихи для храма. И сразу же нашлись благотворители для постройки нового храма:
- Леонтий Борисов – 1500 рублей
- Василий Иванович Бажанов – 5000 рублей
- Николай Иванович Бажанов – 3000 рублей
- Иван Иванович Бажанов – 2000 рублей
- мать их Наталья Андреевна – 5000 рублей
- Евгения Тимофеевна Жарова – 3000 рублей
Все эти суммы были вручены Василию Ивановичу Бажанову. А Николая Ивановича, Василия Ивановича и Леонтия Борисова крестьяне деревни Перники избрали строителями храма.
План церкви, объяснительная записка от архитектора о грунте земли — все было передано в Губернское Правление на разрешение и утверждение.
Духовная Консистория при прошении с заключением и резолюцией Его Высокопреосвященства тоже направила план в Губернское правление. После утверждения во всех инстанциях документы были отосланы в Святейший Синод.
Документы еще с Синоде, а в Перниках уже начинается строительство под руководством опытного десятника Степана Григорьевича Коровочкина. Купили кирпича, да еще устроили кирпичный завод (т.к. здесь оказалась глина, пригодная для изготовления кирпича). Купили извести 500 пудов, железа, построили кузницу. 12 мая по копии плана 12 каменщиков начали копать котлован.
А разрешения все не было. Были переживания: «Синод может не согласиться».
И вот после неоднократных поездок во Владимир, 20 мая пришло разрешение. Леонтий Борисов пишет: «Лечу в типографию Паркова — напечатать храмозданную грамоту». Напечатали. В Консистории приготовили указ о разрешении закладки храма, который Леонтий Борисов получил на руки.
Официальная дата назначена на 23 мая 1882 года. На закладку приезжал благочинный Лев Левшин. И пошла стройка гигантскими шагами. Так, что за два года сложили церковь, колокольню и ограду. Иконостас (копия, иконы и колокольня тоже были готовы).
Очень хотелось Леонтию Борисову, чтобы был самостоятельный приход. Для этого строят дом для священника. Все было готово.
15 сентября в 5 часов вечера прибыл архиепископ с духовенством. Совершалось всенощное бдение архиерейским служением. На освящения храма было много народа и люди стояли на улице.
Стоимость всех построек с колоколами и церковными домами около 34000 рублей.