Неделя 21 –я по Пятидесятнице. Проповедь иерея Олега

Рад всех вас приветствовать на воскресном богослужении. Сегодняшнее Евангельское чтение из Евангелия от Луки об исцелении гадаринского бесноватого (8: 26 – 39). Мне хочется сначала ввести вас  в содержательную часть происходящих в то время в Палестине событий. Что это за страна Гадаринская?  Если мы посмотрим на карту Палестины, то увидим два озера: одно из них – Тивериатское (ныне Мертвое море), а другое, севернее – озеро Генисаретское, оно имеет продолговатую вытянутую форму, в верхней левой части которой находится город Капернаум, а город Гадарин находится  на противоположной стороне. Так вот Иисус отплыл в эту страну Гадаринскую. «И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи. Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах» (Лк. 8:26 – 27).

В той стране проживали язычники; поскольку у жителей той страны не было крепкой веры, то одержимость бесами была частым явлением. Человеку дан разум и свобода воли, и он этим оружием может бороться с искушениями дьявола; но если он поддается влиянию злого духа, подчиняет ему свою волю и исполняет то, что он укажет ему, то становится одержимым злым духом. Злой дух или бес побеждает человека не силою, а обманом, обольщением. Зачем одержимые селились в гробах? Это всего лишь бесовская уловка. Ему надо исказить в человеке представление о загробной жизни, заставить думать, что души умерших становятся бесами, имеют такой же ужасающий вид, как известные бесноватые  и также страшны и опасны для живых.

«Он , увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? Умоляю Тебя, не мучь меня» (Лк. 8:28).

Бес одержим двумя страстями злобы: дерзостью и страхом. Ибо слова: «что Тебе до меня» свойственны дерзкому и бесстыдному рабу, а «умоляю Тебя» — боязливому. Но обратите внимание, он имеет твердую веру, знает, что перед ним Сын Бога Вышнего. Мы, маловерные, не только веры не имеем, но даже зачастую душа так черства, что не может произрастить никакой добрый плод. А бесы не сомневаются, они знают и трепещут. Почему трепещут? Они знают, каким будет День Господень, т.е. Страшный Суд: все создания, посвятившие себя злу, будут запечатаны в геене огненной, и выхода оттуда им не будет. Но пока «семя жены не стерло главу змия», пока еще правда не торжествует, злые существа недоумевают, почему Иисус мешает им властвовать над людьми.

«Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его…. Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, — потому что много бесов вошло в него. И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну» (Лк. 8:29-31). Иисус вселил их в стадо свиней, которые паслись на горе. «Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло» (Лк. 8:33).

 

Некоторые святые отцы, например блаженный Феофилакт, видит в этом переносный смысл. Кто имеет в себе бесов, то есть бесовские дела, тот не надевает на себя одежды, то есть не живет в дому, в церкви, ибо не может  входить в церковь; но живет «в гробах», то есть в местах мертвых дел. Люди из селения, «придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись» (Лк. 8:35).  Мало того, «просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился» (Лк. 8:37).

Как это могло случиться, почему ужаснулись люди? Им должно было удивиться силе Спасителя и уверовать в Него.  Иудеи считали свиней нечистыми животными, не разводили их, а на стороне Гадаринской паслись большие стада свиней и это было статьей дохода. Теперь жители потеряли свой доход, свиньи их бросились в море. Так что же им делать: признать ли в Этом человеке Бога и радоваться необыкновенному чуду, или прогнать Его, что бы не случилось еще какого убытка. Вот этим страхом они и были объяты. И мы видим отторжение чуда!  Узнаем ли мы себя? Каково было состояние местности описано более образно у Матфея: настолько был этот бесноватый свиреп, что рвал железные цепи, в которые его заковывали для усмирения. Теперь этот страх отошел, можно жить спокойно, но появился другой страх: потеря доходов. Как нам это понятно: хватит с нас чудес.

«Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним» (Лк. 8:38).Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус» (Лк. 8:38-39).

В отличии от жителей той стороны, исцеленный стал  настолько благоразумен, что хочет идти за Христом, он не хочет оставаться во гробе среди тех, кто не принял Спасителя. ». Благодать Божия, покрывающая человека является защитой от бесовских оков. Спасенный хочет быть со Спасителем.

Но Господь говорит ему: «возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог». Не сказал: «что Я сотворил тебе». Но исцеленный рассказывал о том, что сделал ему Иисус.

Почему же Иисус отправил исцеленного снова к его семейству? Там, у себя дома, он будет сеять семена истины среди людей, которые пока предпочитают материальный  прибыток, а не прибыль для своей души. Желаю вам, чтобы ваши поступки приближали к вам Царство Небесное; оно рядом, но не ощутимо нами лишь по причине нашей греховности.

Статья написана galybnata

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели