Неделя 23-я по Пятидесятнице. Проповедь иерея Олега

Дорогие братья и сестры, сегодня мы вновь собраны в нашем храме на воскресном богослужении в канун поста. С завтрашнего дня начнется Рождественский, или Филиппов пост. Сегодняшнее Евангельское чтение воскресного дня предлагает нам рассмотрение очень важного вопроса – наше взаимоотношение с ближними. Итак, Евангелие от Луки (10: 25 – 37). «Один законник встал и, искушая Его, спросил: Учитель, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Обратим внимание на то, что законник твердо знает Закон, на вопрос Спасителя о содержании Закона он сам же ответил: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк. 10:27). Мы знаем, что законники на тот момент они были лучшими представителями  богоизбранного народа. И вот он спрашивает: «А кто мой ближний?»

Иисус сказал ему: «некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым» (10: 30). Попробуем понять богословский смысл описанных событий. Иерусалим,  в прообразовательном смысле, — есть город спасения, т.е. город небесного нашего жительства. Апостол Павел описывает состояние пребывающих там следующими словами: «Не видел того глаз, и не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор. 2:9). Иерихон же находился в низине и, в данном случае, обозначает место неуютное, неблагоприятное, место пребывания человека грешного, удаленного от Бога. Значение слова «шел» можно понимать, как действие длящееся, постоянное и прообразует наше движение от райского состояния, для которого мы были созданы как чада Божии, в состояние отвержения. Таким образом, шел этот человек привычным путем, не задумываясь о богоподобных духовных ценностях.  Таково состояние грешного человека. Кто такие разбойники, попавшиеся на пути? Это, конечно, бесы. Они снимают одежды с нашего духа, скрепы этого духа, наносят греховные язвы, и когда мы становимся неспособными к движению, к сопротивлению, они бросают нас и уходят, оставляя едва живыми.  Нет у бесов власти нас умерщвлять, поэтому и не довели путника до смерти. Эта часть рассказа являет ветхозаветное время и пусть останется в памяти как повод для раздумий о нашем существовании.

«По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо». (Лк. 10:31). Священник в данном случае представляет собой ветхозаветный Закон,  оставленный Моисеем, но и священник, как видно, шел этим же путем,…., поэтому и не мог оказать уязвленному грехом человеку никакой помощи.

«Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и пошел мимо». (Лк. 10:31). Левит представляет здесь образ пророка, пророки тоже  оказались бессильны исправить  немощь человеческую, не изменили представления о смысле жизни у них. Представьте себе, насколько страшно положение у этого человека, когда есть и Закон, данный Богом через Моисея, есть и пророки, которые разъясняют этот Закон, а принести реальную пользу этому человеку они не могут.

И только самарянин, увидев страждущего, сжалился.   «Самарянин же некто, проезжая мимо, нашел на него, и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем» (Лк. 10: 33-34). Самарянин, по мысли святого Феофилакта Болгарского, —  представитель  Нового Завета, который принес на землю Спаситель. Это Закон любви. Сын Божий  явился нам падшим, израненным, еле живым, чтобы перевязать наши раны. Масло, т.е. елей здесь является елеем милости, а вино – слово Божие.  Христос принес на землю понимание особой любви, любви жертвенной, смиренной, которая составляет само существо Бога.  «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге и Бог в нем» (1Ин. 4:16). В ветхозаветные времена гордые иудейские законники считали самарян народом презренным, однако именно самарянин являет пример истинного единения с Богом. Разве могли эти «духовные пастыри», толкуя Закон по своему разумению, исцелить от страстей, духовно очистить страдающего  и помочь ему достичь выздоровления, т. е. спасения, обожения?

Самое выносливое и мощное животное – осел, являет нам образ Христа, Своим животворящим естеством спасает нас. Гостиница — это Церковь, единственное место, где человек получает ослабу от ран и заботу. Церковь, как мы знаем, для того и создана, чтобы возвращать к жизни тех, кто самостоятельно к ней по своей немощи уже не возвратится. Поймите, вне Церкви только погибель, там человек медленно и страшно умрет. И мы эту агонию очень часто видим в миру и ужасаемся, а сам умирающий говорит: «Это жизнь, это кайф!»… А на самом деле — соблазн и безумие.

Отъезжая из гостиницы, самарянин дал содержателю гостиницы два динария и попросил позаботиться о больном, при этом добавил: «и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе» (Лк. 10:35). Это о людях, которые с большой радостью и  совершенно  добровольно, добросовестно принимают искалеченных, лечат их раны, содержат их за счет того, кто создал эту гостиницу. Священник окормляет  приходящих к нему за благодатной помощью не своими личными силами, а той благодатью, которую ему даровал Господь. Нам надо издерживаться, вкладывать свое здоровье, свое личное время в дело помощи ближним, только тем мы и спасаемся.

Иисус спрашивает: «Кто из этих троих, ты думаешь, был ближний попавшемуся  разбойникам? И сказал: оказавший ему милость». (Лк. 10: 36-37). В каких целях использовал законник свои знания? Хорошо  понимая  смысл сказанного Иисусом, он реально так не поступает, поэтому он  и был посрамлен в своей гордыни. Нам полезно понимать, что как только мы хоть немного начинаем превозноситься над ближними, т.е. израненными грешными людьми, конец нашим добрым делам. Если мы ничего своего для нуждающихся не издержали, ничего хорошего нас не ждет, только вечная смерть.

Желаю вам, напитавшись образами, которые нам предлагает Святое Евангелие и святые отцы, провести первую седмицу Рождественского поста в разумении куда мы идем, для чего идем, каково наше состояние. Если мы считаем себя здоровыми, крепко стоящими, то спросим себя: «Что могу сделать для этих искалеченных людей, смогу ли помочь ближнему?» Желаю всем милости Божией в разумении этих слов и крепости не просто слушать, но и выполнять услышанное, потому что вера без дел мертва и бесплодна.

Статья написана galybnata

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели