Неделя 25 – я по Пятидесятнице. Проповедь отца Олега

Рад приветствовать вас за воскресным богослужением. Сегодня неделя 25 – я по Пятидесятнице.  В церковном календаре это день воскресный.  Какой смысл вкладываем мы в слово «неделя»? Видимо, оно созвучно словам «не делать»; мы не делаем в этот день ничего такого, что делаем в обычные дни. Не внешние дела имеются ввиду (приготовить еду, помыть посуду, постирать и другие домашние дела), а дела внутренние, из нашего духовного содержания: не обижаем наших ближних и дальних, не перечим, не возмущаемся. Мы особенно внимательны к себе; присматриваемся не только к тому, что мы делаем, но и к мотивам этих действий. Насколько важен воскресный день? Для собравшихся сегодня в храме важен, все мы как раз и слушаем себя настороженно в свободный от других попечений день, мы намерены не ругаться, не сквернословить, не делать ничего такого, что не позволит нам войти в Царство Небесное.

Какая связь у этого повествования с сегодняшним Евангельским чтением? Самая непосредственная. Читаем сегодня об исцелении в субботу женщины, которая была скорченной восемнадцать лет. (Лк. 13: 10 – 17). Субботний день для ветхозаветного человека — день покоя, в этот день люди оставляют обычные дела и спешат в синагогу покаяться. В православном «Катихизисе» говорится, что «день воскресный празднуется со времени Воскресения Христова» и мы торопимся в храм в воскресенье. Этого требует наше человеческое существо – мы хотим обрести себя в вечном блаженстве со Христом, как Царем Славы и Подателем этого вечного блаженства.

  «Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога». (Лк. 13: 11 – 13).   Что такое восемнадцать лет? По мнению блаженного Феофилакта надо заглянуть во внутреннего человека: душа его скорбит о земном, житейском.  «Ибо кто погрешает в соблюдении заповедей Закона Божия, которых «десять», и слаб в уповании на «восьмой»,  скорчен восемнадцать лет. Ужели не скорчен тот, кто, будучи привязан к земле и постоянно согрешая, нарушает заповеди и не принимает будущего века?» (В  литургическом праздновании день восьмой имеет особый смысл, он делает нас общниками блаженной вечности; именно днём восьмым называют будущий век Отцы. Седьмой день творения длится до сих пор, а с пришествием Христа и Его праведным Судом начнётся новый день — восьмой — и Царство Христово, ему же не будет конца).  От Бога свыше попускается такому человеку быть мучимым сатаной за какие – то тяжкие грехи. Ее «связал сатана вот уже восемнадцать лет» (Лк.13:16), как видно, за эти долгие мучительные годы она  изжила все свои страсти и получила заслуженное исцеление недугов.

У нас нет ничего более полезного в жизни, чем наблюдать за своим внутренним состоянием, за судьбами мира, которые уготовал нам Господь от сотворения мира. Он всех нас ведет в радость, как своих любимых чад, но прежде нам надо выполнить некоторые условия, законные предписания. Господь многомилостив и по Своей благодати простит нас, когда мы просим о прощении, Он имеет власть и желание миловать Свое любимое создание. Но если мы все еще обижаем родителей, прелюбодействуем, воруем, услаждаем плоть, то вряд ли услышим слова: «разрешаются и прощаются…». До этих пор мы будем находиться в скорченном состоянии.

«При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходи́те исцеляться, а не в день субботний. Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?» (Лк. 13:14-15).

Сатана и здесь противится добру, злобствует. Сын же Человеческий  в мессианском смысле — есть Господин Субботы (Лк. 6:5).   Господин  Субботы может определить надлежащее употребление 7-го дня для служения Богу. Суббота не отменяется и смысл ее не уничтожается, но изменяется истинное понимание священного дня — оно в милости, а работа хороша любая,   лишь бы она имела целью прославление Бога.

Для вразумления же ослеплённых своими предрассудками Спаситель указывает на то, что сами они и по требованию нужды и по состраданию к животным не забывают их напоить. Тем более нужно это делать по отношению к человеку, который гораздо лучше вола или осла.   Смысл покоя в том, чтобы это время посвятить Богу, освободиться от всего, что мучает душу. «И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его». (Лк. 13:17).

Что происходит, когда благодать коснулась нас? Мы переживаем подъем и душевный, и духовный; но очень быстро мы возвращаемся в наши будни и делаем то же, что и раньше. Вот и мы сегодня милости просим, когда приносим в жертву Богу наше покаяние в нерадении, но будем всегда помнить, что Господь с каждым, кто стремится жить по Его закону.

Статья написана galybnata

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели