Неделя 26 –я по Пятидесятнице. Проповедь отца Олега

Рад приветствовать всех вас в добром здравии за воскресным богослужением. Все, кто собирается в храме, чувствует необходимость своего участия в Таинствах Церкви, необходимость обращения к Богу с просьбой о помощи в своих  немощах. Господь подает нам помощь и ожидает, что мы захотим измениться. Обратите внимание, не просто стать чуть лучше по сравнению со своим сегодняшним состоянием, а наоборот, вернуться в то первоначальное состояние, в котором человек был сотворен. Творец хочет видеть Свое творение бессмертным, не подвергающимся тлению, не подвластным страстям.

Об этом сегодняшнее Евангельское чтение. (Лк. 17:12-19). «И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали  и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас». (Лк. 17:12-13).

Кто такие прокаженные?  Это люди, которые безусловно живы, и, в то же время, они изгои, так как считались нечистыми и им не позволялось жить внутри города. Того требовало соблюдение закона.  Из – за тяжкой и заразной болезни  они отторгнуты обществом. Страшная болезнь, разлагающая человека заживо, выражает не менее страшное греховное состояние этих людей. Они остановились вдали, не смея приблизиться, так, что могли только кричать. Почему они кричат: «Наставник»? Когда человек обращается так к кому – либо, то подтверждает превосходство того, к кому обращается, это примерно как Господин, Попечитель.  Они просят милости не как от простого человека, но как от такого, который выше человека. Просьба о помиловании – просьба к Богу.

Господь близок ко всем призывающим Его.  «Увидев: их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились». (Лк. 17:14). В те времена в Палестине священникам вменялось в обязанность подтверждать наличие или отсутствие проказы у людей, т.к. они имели специальные знания о болезни. Эти десять прокаженных еще не исцелились, но послушались Иисуса и пошли; дорогой уже они заметили, что проказа сошла с них. 

«Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин».  (Лк. 17:15-16). Итак,  из десяти человек девять остались неблагодарными, и эти люди  — израильтяне, представители богоизбранного народа.  А самарянин, хотя был и чуждого рода, возвратился, чтобы поблагодарить Иисуса. Это и всем нам надо помнить, только громкий голос – это не крик безумного, а дела нашей живой веры. Я сделал доброе дело, оно во славу Божию, для людей.

  « Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя». (Лк. 17:17-19).

По мнению блаженного Феофилакта Болгарского прокаженные здесь «обозначают всю природу человеческую, прокаженную злобой, носящую на себе безобразие греха, живущую за нечистоту свою вне города небесного и отстоящую далеко от Бога». Особенно остро ощущается неблагодарность избранного народа Божия – иудеев, они не признали Его Богом Истинным, Господом Славы, не поверили Ему. А вот язычники прославили Его, исповедали Богом, уверовали. Именно об этом говорят последние слова Спасителя: вера твоя спасла тебя. Вот квинтэссенция.

Вернемся в начало нашего разговора. Творец хочет видеть Свое творение бессмертным, не подвергающимся тлению, не подвластным страстям. А мы прокаженные и не хотим из этого состояния выходить. Мы порой приходим в храм сами не знаем зачем: не можем ни грехов своих осознать, ни помощи попросить. Какие грехи прощаются и разрешаются? Только те, с которыми мы хотим расстаться, т.е. исповеданные. Мало того, мы и других хотим своей проказой заразить. Именно так следует понимать тех, кто не планирует причащаться за Литургией, остается глух к призывам  Самого Бога нашего: «Приимите, ядите, Сие есть Тело Мое…» Понимаете ли, если я к священнику не иду, то я сознательно сею заразу. По свойственной человеку немощи мы легко поддаемся греху, но никогда не надо его оправдывать. Всегда Бог, как чадолюбивый Отец ждет от нас осознания греха, осуждения его и покаяния.

Бог никогда не должен уходить из нашей жизни, точнее мы не должны отдаляться от него. Для этого надо постоянно эту связь восстанавливать: «Господи, прости. Господи, помоги. Господи, уврачуй раны мои». И Он ответит, если мы достойны этого ответа. Преподобный Нил Синайский говорит: «Непрестанно пребывай в покаянии, которое является основанием нашего спасения, так как мы не знаем ни дня, ни часа, в который придет Господь». Вот об этом пути христианина мы и говорим. Я желаю вам твердо стоять на этом пути. Помощи Божией всем вам.

Статья написана galybnata

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели