Неделя 27 – я по Пятидесятнице. Проповедь отца Олега

Много званных, мало избранных. Сегодняшнее  Евангелие можно считать продолжением вчерашнего чтения, когда Иисус Христос учит Свой народ: «стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! Отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы». (Лк. 13:25).  Придет время, когда отойдут от нас наши мелкие  радости, может быть, тогда вспомним о том, что Бог нас приглашал к Себе. Итак, есть люди, которые были званы и откликнулись, а есть другие, которые не отозвались.

Сегодня читаем Евангелие от Луки (14: 16-24). «Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих» (Лк. 14:16).    Почему ужин? Имеется в виду не вкушение пищи, а некое подведение итогов дня. По толкованию блаженного  Феофилакта собрание это «ужином» названо потому, что Спаситель  пришел на землю в последние времена и как бы при «ужине» века.  «…и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово» (Лк.14:17).  Кто этот раб? Иисус Христос, который принял образ раба, соделавшись Человеком. Еще на Предвечном Совете Пресвятой Троицы Сын Божий взял  обязанность принять на Себя страдания за грехи человечества. И вот уже сбывается пророческое обетование,  и вот уже близка кончина века. Что такое кончина века? Можно иметь в виду общее свершение судеб мира, конец земной жизни, но можно иметь в виду окончание жизни конкретного человека. Время свершения и того, и другого события нам не  известно, но случиться может в любую минуту и даже прямо сейчас.

Кто эти званые? Может быть, и все люди, так как Бог всех призывал к познанию Себя, а может быть, по преимуществу израильтяне, которые были призваны чрез Закон и пророков. К ним, к овцам дома Израилева, по преимуществу послан был Господь. Но мы знаем, что Спаситель благовествовал Царство Небесное всем.

«И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу придти». (Лк. 14: 18-20).

Что такое здесь земля? Это все наши земные привязанности. Другой, как человек более чувствительный, пристрастен, по толкованию блаженного Феофилакта, к удовольствиям. Этот человек пять чувств душевных совокупил с телесными и душу сделал плотью. Женившийся – сластолюбец. Все  заняты земными делами и  не хотят участвовать в духовной вечери. Мы, грешные люди, по разным причинам не желаем угодить Богу, тратим свою жизнь на разные земные привязанности.

«И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место». (Лк. 14: 21-22).

Может ли Бог гневаться? Почему Единородный Сын Его говорит так? Это, конечно, антропоморфизм; это всего лишь образ, который способен воспринять человек. Гнев, как мы знаем, не является свойством Бога, потому что Бог – это любовь. Господь произнося это слово, называет известное нам состояние и это усиливает наше восприятие.

Сначала раб ходил по городу, т.е. среди Своего народа. Под городом подразумеваются те люди, которые уже были просвещены светом Христовой истины через пророков. Но ни начальники иудейские не уверовали во Христа, ни  простодушные  иудеи, которые уподобляются хромым и слепым, и увеченным. Хотя иудеи и радовались и дивились чудесам и словам Учителя, но лишь небольшая часть призванных оказалась избранными, это те, кто пошел за Христом и стал Его учеником. Это они — нищие, хромые, слепые, убогие — это они обратили сердца свои к Спасителю нашему, их собрал раб господина по улицам города. Но осталось еще место.

Тогда «Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных» (Лк. 14: 23-24).

После того благодать Божия излилась и на язычников. Им были чужды заветы, они   проводили жизнь на многих «дорогах» беззакония и невежества, и в «изгородях», то есть в грехах. В святоотеческой литературе грех есть большая изгородь и средостение, отделяющее нас от Бога (Ис. 59, 2). Непросвещенный народ, находящийся в глубоком неверии, надо было  убедить; причем убеждение должно носить нравственный характер, а не убеждать властью и насилием, потому что вера есть дело желания каждого.

Применим эту притчу к нам самим. Этот ужин приготовляется ежедневно, и все мы призываемся в Царство Небесное, которое Бог уготовал  всем любящим Его. Но где же мы? Много ли сегодня в храме народа? Мы и есть грешники, блуждающие по широким  путям греха? Каждый к чему-то сердцем прилип, каждый чем-то увлекся до опьянения, каждый ищет свой радости.

Кто сегодня избранный? Тот, кто нашел в себе силы и потребность очиститься от греха и приступить к великому Таинству Святой Евхаристии. Все остальные придумали причины, по которым им еще рано об этом думать, у них еще много всяких других мнимых попечений. Отец Небесный дарует нам Царство Небесное, уже посылает  Сына Своего, который стал рабом по плоти и пришел позвать  нас, уже Он распялся, дав нам спасительную форму жизни. Разве не все люди, которых Он искупил Божественною Кровью Своею, призваны на большой ужин в Царстве Божием? Когда же мы сделаем правильный выбор?

Статья написана galybnata

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели