Проповедь 4 ноября

Рад вас приветствовать в храме. Сегодня празднование иконы Казанской Божией Матери, Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, как взбранной воеводы и победительницы, избавившей нас от злых в начале семнадцатого столетия. Страшное то было время для православной России. Род Рюрика, благочестивый род, царствовавший столько веков, пресекся на престоле русском, появившиеся самозванцы потрясли государство и угрожали самому  православию; внутри отечества господствовали распри, нестроения, междоусобия; внешние враги шведы и поляки вступили с своими полчищами в пределы России и опустошали ее. Не было спасения на земле, оно подано свыше. Предки наши, по благословению пастырей, наложили на себя трехдневный пост и обратились с молитвою к Богу. И вот в одну ночь к одному благочестивому иерарху греческому, по имени Арсению, проживавшему в Москве, в плену у поляков, явился преподобный Сергий Радонежский и сказал, что молитва угодников русских о своем отечестве услышана, и что Бог, по ходатайству в особенности Пресвятой Богородицы, избавит Москву от врагов. Так и случилось. На встречу победителям вышел маститый иерарх Арсений, неся в руках чудотворную икону Божия Матери Казанския, — и все пали пред нею на колени в слезах и единогласно приписали ей свое избавление от врагов. В память этого-то достопамятного события и установлен настоящий праздник. Вот это было событие народного единства.

На Святой Руси именно святость была общенациональным идеалом, и не было более привлекательной цели для людей, как уподобиться святым. Именно понимание такой ценности определяло буквально все: и культуру, и образование, и мироощущение людей, и понимание добра и зла, и направление жизненных целей. Это было на протяжении столетий. А теперь у нас Церковь вне государства, или государство вне Церкви? И в этом вся его проблема.

Посмотрите, день празднования памяти нашей Небесной Покровительницы — государственный праздник – день Народного Единства. У всех есть возможность побывать на богослужении, потому что этот день не рабочий. Тогда возникает вопрос: А где же эти государственные мужи? Почему они не в храме? Для верующего человека его личная и общественная жизнь не могут быть отделены от религиозных убеждений. Но наши чиновники, которых мы сами же и избрали, ни  своим образованием, ни культурой с Православием никак не связаны, поэтому они даже и смысла этого праздника не понимают. Память о важнейшем событии в истории нашей Родины хранят наши бабушки. А государственные мужи, высокие и не очень, опираются на силу власти, силу денег, еще чего – нибудь, они ничего не знают о Божием промысле. Они говорят: «Я Бога не вижу, где Он? Я знаю, что такое власть, знаю, что такое деньги, знаю, что такое мои способности, что такое мое здоровье. А вот что такое Бог, я не знаю, потому что я все могу сам». Это страшно. Русский народ, к сожалению, живет традициями, которые сам себе создал. Вот и сегодняшнее празднование является одной из любимых русских традиций и это не случайно: в день обретения иконы Казанской Божией Матери произошло много чудес. Но ведь надо же понимать глубинный смысл происходящего события, иначе происходит страшная подмена: мы искореняем из нашей жизни саму основу. Она заключается в том, что если мы говорим о единстве, то должны вместе стремиться к Небесному Отечеству, но и беречь свое Земное Отечество. Наша Родина всегда была сильна, когда была сильна вера, а как только народ впадал в маловерие, самонадеянность, избегал участия в церковных таинствах, которыми мы спасаемся, начинались потрясения.

Кроме того, сегодня празднуем память семи отроков — воинов Ефесских, которые жили в третьем веке во дни гонений императора Декия на христиан. Отроки были сыновьями уважаемых городских начальников, они строго соблюдали целомудрие и вместе молились истинному Богу с детства. В один из праздников, когда население города поклонялось идолам, они отказались это делать. Они без колебаний сделали выбор и, готовя себя к мучениям,  удалились в пещеру. Господь навел на них сон и они проспали 180 лет до времени правления благочестивого царя Феодосия, покровительствовавшего христианам. Этот пример еще раз нам напоминает, что в жизни всегда есть выбор, и он всегда однозначен. Христиане, между тем, люди законопослушные и всегда будут отдавать кесарю кесарево, причем тщательно и старательно, но только до тех пор, пока от них не потребуются отречься от Бога. Эта история поучительна и созвучна смыслу исконно русского праздника — почитанию нашей Небесной Заступницы. Будем помнить, дорогие мои, что в основе всех наших деяний должно быть одно, самое великое – исповедание веры. Аминь.

Статья написана galybnata

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели