Неделя 20-я по Пятидесятнице. Проповедь иерея Олега

Рад вас приветствовать в храме за богослужением.

Сегодня читалось Евагелие от Луки (16: 19 – 31) о разделении человеков на тех, кто после смерти оказывается на лоне Авраамове и тех, кто в месте мучений.   Первые слова говорятся о неком человеке, который «был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно» (Лк.16: 19). Он не просто богат, а очень богат, потому что порфира – это царская одежда, а виссон – священническая белая, тонкая и нежная материя из египетского льна. Другими словами, человек этот был из знатного рода со множеством достоинств; достоинствами своими он не кичился, это было нормальное состояние его рода и его самого. Жил он в богатстве, достатке, блеске. А у ворот его дома лежал нищий и «желал напитаться крошками, падающими со стола богача» (Лк. 16: 21). Лазарь уже представляется некой персоной в отличии от богача, чье имя не известно. В Книгу Жизни вписано имя того, кто дает нам пример смирения и терпения – Лазаря. Он был болен настолько, что не мог даже двигаться, и раны его лизали псы, а он не имел сил их отогнать.

«Умер нищий, и отнесли его на лоно Авраамово, умер и богач, и похоронили его». Кого несут ангелы? Того, чье имя мы знаем, они несут его туда, где нет ни болезни, ни  печали, но жизнь бесконечная. В муках поднял богач глаза свои и увидел вдали Лазаря и Авраама на лоне его.  Авраам отличался странноприимничеством, радушие его для нас является образцом. В этой радости Лазарь будет пребывать вечно. А богач – в муках и тоже вечно. И вот он говорит: «Отче Аврааме! Умилосердись надо мной и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем» (Лк. 16: 24). Представьте только, как страшно, нестерпимо: человек горит, да еще к тому же он при этом видит праведников, которые блаженствуют. Почему такое жестокое разделение? Земная жизнь короткая, а там – вечная, и это или мука бесконечная, или бесконечное блаженство. Как проживаем мы нашу короткую земную жизнь? Может быть как богач? Он ведь был неплохим человеком, он никому не сделал ничего плохого, не так ли и мы? Авраам говорит ему: «Чадо, вспомни, ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того, между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, так же и оттуда к нам не переходят»  (Лк. 16: 25 – 26).

Как все просто и понятно!  Между ними пропасть!  Богатые    никогда не променяют свое богатство на страдания и скорбь, обратите внимание, — страдания вольные в этой земной жизни. Совсем не важно сколько у человека денег, важно, как он их использует, важен духовный настрой этого человека. Нравственное расположение человека к богатству предопределяет его дальнейшую судьбу в загробной жизни.  Очевидно, что не бедность является причиной  вечного блаженства, а терпеливое перенесение страданий, также как и  богатство не должно считаться препятствием ко спасению, а пренебрежительное отношение к страдающим. Авраам ведь был богат, но является образцом и патриархом всех верующих.

Храмы строят люди богатые и делают это не для своей славы, а для славы имени Божия. Другой человек милосердия ради осуществляет социальные проекты, тоже что – то строит. Ну, а если эти проекты позволяют получить новое богатство, или рекламу своей деятельности? Эта самореклама приводит людей к самопогибели, потому что прославляться должно имя Божие, а не имя человека. Нравственный настрой начинается в церкви, его утверждает священник с амвона. Церковь говорит прямо от лица Священного Писания, от лица Бога и увещевает, и просит, и умоляет скорбеть и плакать о грехах здесь, в этой жизни.

Богач просил Авраама послать Лазаря на Землю к его братьям и рассказать им о предстоящих страданиях, он хочет предостеречь их, убедить исправить свою жизнь. Авраам ответил, что живущие на земле имеют Моисея и пророков, которых они должны слушать, но не верят люди; и если пророков не слушают, то не поверят и воскресшему из мёртвых. Мы уже знаем, что и Спаситель приходил на землю, но разве думаем мы о жизни вечной? Эти люди носят нательные кресты, считают себя православными, т.е. правильно славят Бога, но вместо запланированной часовни возле мемориала стоит камень, который прославляет имя не Бога, а человека. Часовня, увенчанная крестом, осеняла бы весь эту и маловерных людей веси сей, о которых в нашем храме ежедневно творится молитва.

Помните, пожалуйста, что мы каждым словом, каждым делом, даже каждой мыслью либо славим Бога, либо отрекаемся Его. Сейчас в этой жизни мы каждую минуту своей собственной волей делаем выбор. Здоровье, таланты и удачи – все это не  заслуга состоятельного человека, а дар Божий. Дар этот человек должен использовать для приобретения духовного плода.  Пример нам Лазарь, который записан по имени в Книгу Жизни.

Сегодня также поклоняемся иконе Божией Матери «Всех скорбящих радость». В нашем храме есть такая икона на северной стене. Икона эта, как мы видим, в очень плохом состоянии, но я вам еще раз напомню, что и состояние икон, и летающие по храму птицы, и щербатые стены, — все это внешнее видение нашего внутреннего состояния. Мы нечисты, наши душевные движения не чисты и они не позволяют храму быть в чистоте. Мы можем внешне быть очень благополучны, причесаны, правильно и красиво говорить, а внутри все по другому, и Господь вот через эти внешние признаки являет нам наше внутреннее состояние. Смотрим на иконы, на стены, а видим свою внутреннюю суть. Каждому из нас Господь подает по молитве, но, кажется, среди нас нет скорбящих, и нет у нас слез, чтобы просить: «Пресвятая Владычица, Богородица, услыши скорбь мою, помоги, от тли недуг восстави меня».

Нам необходима сосредоточенная сердечная молитва; можно и тысячу литургий отстоять, но без оценки своего мироощущения ни на йоту не приблизиться к истине. Желаю вам усматривать в каждом своем движении внутреннее содержание для того, чтобы все сделанное вами стало делом вашего личного спасения.

Статья написана galybnata

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели